Дни и ночи разведчиков и разведчиц

Дни и ночи разведчиков и разведчиц

Вам предлагается отрывок, который вам может показаться слишком большим, но на самом деле он изначально был почти в три раза больше, и это вам предлагается сильно урезанный вариант.

Как легко догадаться, в нём разведчик (не скроем — советский) встречается со своей связной, которая изображает его любовницу. Сцена, описанная в книге, очень трогательная, тем более, что обоих участников мы представляем в виде вполне конкретных актеров, игравших их роли в одноименном фильме (уже пошли подсказки).

Прочитайте отрывок:

  — Полагаю, пока для нас с вами самой подходящей «крышей» будет… — запнулась, — ну, вы за мной, словом… ухаживаете. — Спросила: — У вас есть другие варианты?

— Нет, — чистосердечно признался В.......

— Своему начальству завтра доложите о нашем знакомстве. Ну и о том, что ночевали у меня, что ли. Так будет, пожалуй, правдоподобней.

— Что правдоподобней? — спросил В.......

— Ах, — сердито сказала девушка, — ну, раз артистка, какие с ней могут быть еще церемонии! Верно?

…..

— Но я же не могу. Я обещал .........., ............ и наконец, .............. явиться вовремя. Я должен…

— Нет, не должны. Вы должны помочь мне обрести в вашем лице армейского покровителя: соседи начали меня притеснять.

….

— Извините, а сколько вам лет?

— По годам вы старше меня, по званию — не знаю — не знаю, — строго сказала Э.......

— А вы давно?..

— Вернетесь, зайдете в кадры, попросите мое личное дело… — Посмотрела напряженным взглядом в глаза, добавила отрывисто: — Докладывайте, я слушаю…

В..... сжато повторял ей все то, что готовил для информации. Она кивала, давая понять, что запомнила. Спросила:

— Это все?

— Нет, только главное.

— Неплохо, — похвалила она без улыбки. — Вы не теряли времени. Молодец.

— Благодарю вас, — и В..... добавил слегка иронически: — товарищ начальник!

— Нет, — сказала она. И напомнила: — Я только ваша связная.

…..

Подошли к четырехэтажному невзрачному дому, вход со двора. Пахнуло помоями. Лестница темная. Дверь Э...... открыла своим ключом. Длинный коридор. Комната рядом с кухней — крохотная, стол, стул, деревянная кровать, даже нет шкафа.

Сбросив на спинку стула бобриковый жакет, развязав платок, она вдруг обрушила на плечи копну блестящих ярко-рыжих волос. Предупредила шепотом:

— Крашенные. Так вульгарней. — Приказала: — Ложитесь, спите. Я вас разбужу. Снимите китель, я пойду с ним на кухню, выглажу. — Объяснила: — Вещественное доказательство для соседей. — Усмехнулась иронически: — А то, знаете, подозрительно, ни разу не приводила мужчин. Я погашу свет.

— Зачем? — спросил В......

— Затем, что вы должны все-таки поспать.

Э......вернулась не скоро. Она легла рядом с В....., накрылась жакеткой, придвинулась поближе, спросила:

— Вы хотите мне еще что-нибудь сказать?

Он шептал ей на ухо то, что считал необходимым дополнительно передать в Центр, от его дыхания шевелилась прядка ее волос. И вдруг девушка засмеялась. Он подумал, что она смеется над ним: считает сведения недостоверными или уже устаревшими, но она объяснила: «Щекотно», — и он осторожно убрал прядку с ее уха. И когда снова зашептал, он несколько раз нечаянно коснулся ее уха губами, но она ничего не сказала: или не заметила, или не сочла нужным заметить. А потом пришла ее очередь говорить, он повернулся к ней спиной, и теперь она шептала ему в самое ухо, строго начальнически. Сегодня она, так и быть, примет устную информацию, но на будущее он должен сам все зашифровывать. О «почтовых ящиках» он получит указание позже.

….

— Все?

— Все! — сказала девушка.

В..... вытянулся и, глядя на свисающие клочья белой бумаги, которой был оклеен потолок, спросил:

— А просто так поговорить можно?

— Чуть-чуть…

— Пристают?

— Конечно. Но у меня документ рейхскомендатуры: контактироваться с представителями армии запрещено. Носительница инфекции.

— Какой?

— Туберкулез. А вы что думали?

— Это правда? — спросил В......

— Конечно. Всегда была здоровой, а тут открылся процесс.

— Но надо лечиться.

— После войны — обязательно. Но хватит на эту тему. 

…….

В..... пробормотал:

— Странно, лежу на постели с девушкой…

По ее лицу пробежала усмешка.

— Одному ухажеру я едва руку не вывернула из сустава, чтобы больше не лез…

— А кто у вас был инструктором дзюдо? — простодушно осведомился В......

— Здрасте, — шепот ее звучал негодующе. — Вы не в меру любопытны. — Сказала огорченно: — А я о вас лучше думала.

— А что вы вообще обо мне думали?

— Ничего. Просто полагала: будет более солидный товарищ. — И снова наклонилась, погасила окурок. — Слушайте и запомните: нет ни вас, ни меня. И ничего для нас нет и не будет, пока есть все это, — ее белая рука в темноте как будто раздвинула стены комнатушки. — Поняли? — И уже ласковее: — Пожалуйста…

Они еще поговорили немного.

— Пора спать, — сказала Э......, и наступила тишина.

…..

Э..... вышла проводить его.

В кухне у плиты толпились женщины. Услышав шаги, они все разом обернулись.

Э...... вскинула руки на плечи В....., прильнула к его губам, а потом легонько подтолкнула в спину.

Как вы уже знаете, этот роман был экранизирован, и эту экранизацию, вы, без сомнения знаете. Но в фильме этого эпизода нет, хотя одна из фраз этого отрывка звучит и фильме.

Ну, а поскольку у нас не просто игра литературная, а ещё и географическая, то надо не просто назвать автора произведения, и его название, но и вспомнить, в каком городе происходила эта сцена.

Вам предлагался отрывок из романа Вадима Михайловича Кожевникова «Щит и меч».

Как уже написано было ранее, отрывок этот в фильм не вошел, кроме первой фразы, которая в фильме звучит.

Дело происходит в Варшаве, где Йоганн Вайс (Александр Белов) встречается со своей связной Эльзой, а затем ночует у неё, изображая её любовника. При этом у них, разумеется «облико морале», и говорят они только о делах. Ну, почти только о делах.

Что касается фильма «Щит и меч», то думаю, даже не надо о нём лишний раз говорить что-то хвалебное, поскольку и так все его знают, и, уверен, любят.

А вот, что касается романа, по которому фильм поставлен, то это тот редкий случай, когда я бы не стал особенно сильно рекомендовать его читать.

Может быть, в советское время, это ещё как-то можно было читать, но точно не сегодня.

Если в двух словах рассказать о чем фильм «Щит и меч», то, наверное, получится  так: «Это фильм о героической работе наших  разведчиков в тылу врага».

Если попробовать так же сформулировать в двух словах о романе, то получиться: «Это книга о том, что всю войну затеяли проклятые англичане и американцы, и чуть ли не напрямую всем руководили». Может я и утрирую, но идеологическая начинка романа настолько выпирает, что мешает воспринимать всё остальное. Опять же повторюсь, в советское время это ещё как-то можно было воспринимать, но сегодня это уже просто мешает.

А вот создатели фильма как-то смогли вынести за кадр все эту составляющую романа. За что им огромное человеческое спасибо!  

Комментарии

Алексей
Щит и меч. Слишком много текста))
Анатолий Пашнин
Щит и меч.В.Кожевников.Варшава.

Страницы

Напишите свой ответ, а потом нажмите кнопку ниже и посмотрите правильный ответ

Поделитесь с друзьями